Реструктуризация компании в международном налоговом законодательстве.

Сегодня не существует юридического или просто универсального определения процедуре реструктуризации компании. В Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию предложено определять реструктуризацию  как трансграничное перераспределение международной компанией своих функций, активов и рисков. Учитывая тот факт, что реструктуризация может включать перемещение прав на ценные нематериальные активы в другую страну, особое внимание уделяется перераспределению функций, активов и рисков внутри самой международной компании. Отношения с третьими сторонами (поставщиками, субподрядчиками, клиентами) могут также стать причиной для проведения реструктуризации или, как следствие,  испытывать её последствия. 

Реструктуризация компании в международном налоговом законодательствеС середины 90-х г.г. реструктуризация компании представляла собой следующие направления:

  • Разделение многофункционального производителя  на обособленные подразделения, которые оказывают услуги по производству продукции для заинтересованной стороны, которая может действовать как основной заказчик;
  • Разделение многофункционального дистрибьютора на несколько торговых  посредников или комиссионеров для заинтересованной стороны, которая может действовать как основной заказчик;
  • Специализация производства,  централизация услуг;
  • Перемещение прав на интеллектуальную собственность в компанию, созданную специально для регистрации таких прав. Во многих отраслях права на интеллектуальную собственность служат источником получения прибыли. С точки зрения налогового планирования международные компании предпочитают регистрировать права на интеллектуальную собственность в юрисдикциях с низкой ставкой налога на прибыль, получаемую от реализации таких прав.

Налоговые службы многих стран используют различные инструменты для защиты своих налоговых прав в ответ на указанные выше инструменты налогового планирования.

Большинство стран требуют от компаний — налогоплательщиков предоставлять документацию для обоснования реструктуризации. В некоторых случаях неизвестно насколько исчерпывающей должна быть такая документация, так как страны не предоставляют список таких документов.

Другие  страны уточняют список необходимых документов. Например, такой перечень сопровождающей документации для налоговых служб может включать:

  • Цель проведения процедуры реструктуризации;
  • Список активов, функций персонала и рисков до и после процесса реструктуризации;
  • Список прав и обязанностей подразделений компании до реструктуризации и список изменений после реструктуризации;
  • Детали в отношении рисков и перечень потенциальных преимуществ для каждого из подразделений;
  • Раскрытие информации в отношении сторон/лиц,  которые принимают решения в процессе сделки, принимают на себя риски и непосредственно дают распоряжения;
  • Описание ожидаемых результатов от сотрудничества между сформированными  в результате реструктуризации подразделениями.

Налоговые службы некоторых стран предоставляют образцы необходимых документов, например следующие:

  • Обоснование причин реструктуризации;
  • Документы, уточняющие коммерческую цель реструктуризации, такие как:  прогноз экономии на издержках от проводимой реструктуризации, финансовые документы, подтверждающие снижение продаж компании, в которой планируется проводить преобразование;
  • Документы, раскрывающие процесс принятия решений и управления, такие как: резолюции совета директоров, меморандумы, электронная корреспонденция, свидетельствующие о том, что руководством компании рассматривались альтернативные реструктуризации  варианты;
  • Документы,  подтверждающие сделку: контракт, приложения к контракту, платёжные документы;
  • Документы/корреспонденция, подтверждающие общение налогоплательщика и его налоговых консультантов;
  • Документы/корреспонденция, подтверждающие общение налогоплательщика с другими сторонами сделки;
  • Результаты рыночных исследований,  подтверждающие возрастающую международную конкуренцию в отношении цены и объёмов продаж производимой продукции.

Чтобы определить и проследить всю цепочку владельцев и контролирующих сторон  в отношении нематериальных активов учитываются:

  • Юридические документы, подтверждающие информацию о владельце;
  • Финансовые документы,  подтверждающие затраты, связанные с оформлением прав на нематериальные активы;
  • Вклад руководства и другого персонала в процесс создания нематериальных активов, включая участие в принятии решений, выполнение научно-исследовательских работ, уникальных разработок.

В некоторых странах, когда сделка проходит с участием нерезидента и связана с реструктуризацией компании,  налоговые органы требуют заполнить специальную форму.

Изменения в структуре международной компании должны иметь реальное значение, а не просто быть зафиксированными на бумаге.  Налоговые службы некоторых стран, анализируя реструктурированные компании, учитывают полученные  налоговые льготы, а также положения, регулирующие трансфертное ценообразование, если есть подозрение, что проводимая реструктуризация ставит цель незаконно использовать эффект трансфертного ценообразования. Основной интерес налоговых служб сосредоточен на том, действительно ли  активы компании, функции персонала, риски, которые она несёт, совпадают с местоположением,  указанным в официальных документах.

Реструктуризация компании внимательно рассматривается налоговыми службами.  Привычной стала практика, когда налоговые структуры неохотно отказываются от части налоговых отчислений, которые они получали до проведения преобразования. Обзор национальных налоговых законодательств показывает, что во многих  странах знакомы с процессами реструктуризации и  применяют инструменты, направленные на то, чтобы противостоять  практикам налоговой оптимизации, позволяющим уклоняться от уплаты налогов или значительно сокращать величину налогов, подлежащих к уплате.

Инструменты, применяемые налоговыми службами, в некоторых случаях,  могут быть использованы с нарушениями. Налоговые службы стремятся одновременно применить все доступные инструменты, а, следовательно,  необходимо предоставлять налогоплательщикам больше информации в отношении самих  инструментов. Ожидается, что этому вопросу будет уделяться больше внимания. Страны испытывают острую конкуренцию друг с другом в попытке разработать налоговые режимы,  эффективные для привлечения иностранных инвестиций, и обеспечить стабильность налогового законодательства для иностранных компаний.